Lifestyle Мода Колумнисты Интервью Beauty Ресторация Пространство Съёмки Видео
Ирина Тебенева: Новый виток
Текст: Ирина Тебенева Фото: Архив героини

Психотерапевт Ирина Тебенева рассказала краткую теорию поколений, пояснив, как эти знания помогают строить здоровое общество.



1___3_690x900.jpg

Ирина Тебенева, психотерапевт, автор книги о теории поколений «Что за XY...Z?»


Какой бы гармоничной личностью не вырос человек, он так или иначе будет восполнять свои дефициты детства

Сегодня теория поколений становится все популярнее. Согласно ей, одномоментно в обществе сосуществует 4 поколения (период каждого длится по 20-22 года) – это один виток, после которого поколенческое поведение повторяется, но с некоторыми изменениями. И если раньше эти изменения были не такими заметными, то сейчас разница колоссальная. Все дело в том, что есть 4 фактора, которые влияют на поведение представителей – это исторический контекст, информационные сообщения, стиль воспитания и дефициты.

Мы дискутировали с коллегами, какой из этих факторов оказывает наибольшее влияние, и пришли к выводу, что, скорее, это исторический контекст. Те события, которые происходят вокруг тебя, определяют и остальные факторы. Например, раньше общество жило в атмосфере непрекращающихся войн – и это определяло его поведение. Отсюда формировался и стиль воспитания. Информационные сообщения также вытекают из исторического контекста – ты не можешь не знать, что в мире пандемия коронавируса, эта информация все равно до тебя дойдет.

Четвертый фактор – это дефициты детства. Какой бы гармоничной личностью не вырос человек, он так или иначе будет восполнять свои дефициты детства. Почему, например, поколение X массово скупало сумки Louis Vuitton и строило дома по 1000 квадратных метров? Потому что в их детстве был товарный дефицит. Поколение Z уже мыслит совершенно иначе. Они более аскетичны, спокойнее относятся к вещам и брендам. Но у них – свои дефициты. Вспомните, несколько лет назад стали популярны контактные зоопарки. Да кто бы назад мог подумать еще 20 лет назад, что это будет востребовано так скоро? Наши родители сами коров доили – зачем им контактный зоопарк? Сегодняшние 35-летние с содроганием вспоминают, как в детстве родители возили их на дачу полоть грядки – и вот пожалуйста, сегодня в парке Маяковского появляются грядки общественные – и молодежь, поддерживая эко-тренд, с удовольствием вливается в это движение.


3___3_690x900.jpg

Теория, разработанная Уильямом Штраусом и Нейлом Хоувом, описывает «бэби-бумеров» – детей, родившихся после войны, представителей поколений X, Y и Z. На подходе – поколение «Альфа»


«Бэби-бумеры» и Х не могли представить себя вне общества – они всегда принадлежали ему. В детстве – скауты или пионеры, во взрослом возрасте – части больших корпораций и предприятий. Они приучили себя терпеть: последовательно идти по карьерной лестнице, ждать, что за выслугу лет дадут квартиру. Y уже больше обращены внутрь себя: они задумываются о том, а чего хотят именно они. Как родители, Y ввели детоцентризм: вы заметили, что Z – это первое поколение детей, чье мнение влияет на принятие решения? В какой ресторан пойти всей семьей, какие обои купить в детскую…

Вообще, в современном мире человек совершенно спокойно может существовать вне общества – фриланс, дауншифтинг, онлайн – совсем необязательно быть частью чего-то, совсем необязательно от кого-то зависеть.

И кажется, что между поколениями – пропасть. Сегодняшние 60-летние застали времена жизни без электричества, а сегодня в их жизни есть смартфон, способный заменить им множество предметов. Но на самом деле, на мой взгляд, задача старших – это интегрировать себя в ценности нового поколения. По сути, сегодня представители поколений «бэби-бумеров», X и Y – в гостях у Z. И они не впишутся в дальнейшую жизнь, если будут жить ровно своими ценностями. Косность мышления может привести к заболеванию – психическому или физическому, и даже к смерти. А если они адаптируются, то максимально продлят себе жизнь. Дедушка, общающийся со внуком в интернете, находится в состоянии постоянной тренировки мозга и чувствует себя нужным и востребованным.

Ценности поколений прослеживаются даже в продажах моей книги. Если «бэби-бумеры» предпочтут бумажный вариант, представители поколений Х и Y будут выбирать, какой формат предпочесть, то Z приобретут электронную версию. И они, кстати, оставляют обратную связь, говорят: «Спасибо. Я стал лучше понимать свою бабушку». Наверное, именно поэтому нам действительно важна теория поколений.


Поделиться