Lifestyle Мода Колумнисты Интервью Beauty Ресторация Пространство Съёмки Видео
Быть собой
Текст: Ольга Дубровина Фото: Фотобанк

О потребителях модной индустрии в России, а так же о том, почему нужно держать баланс между личным стилем и покупкой брендов – в материале-размышлении «Стольника».


1___1_1200x800.jpg

Достаточно просто быть собой

6___3_690x900.jpg


Вот уже год в каждом номере журнала и на сайте мы говорим о проблемах, связанных с миром моды в России. Писали и про дизайнеров, и про стилистов, и на этот раз пришел черед обсудить потребителей. Да, без потребителя мир моды, строящийся на продажах, не мог бы существовать. Часто именно он принимает решение, какая одежда останется в моде надолго, а какая – канет в небытие через полгода. Спрос – важнейшая составляющая экономики, и не обратить внимание на тех, кто его осуществляет, мы просто не можем. Итак, какой он, современный российский потребитель модной индустрии? На этот вопрос мы и попытаемся ответить.


3___3_690x900.jpg

4___3_690x900.jpg


Если мы зададимся вопросом, кто является флагманом моды в нашей стране, придем к выводу, что это, в первую очередь, медийные личности. Блогеры, телеведущие, популярные музыкальные исполнители и актеры. Они могут себе позволить и нестандартные аутфиты, и покупку Gucci и Balenciaga. К тому же, зачастую бренды, ради собственного продвижения, сами идут им навстречу: лидеры общественного мнения отлично повышают продажи. Однако аудитория модных людей «из телевизора и интернета» - это, в основном, подростки и молодые люди, открытые к стилистическим ухищрениям. Молодежь более внимательно относится к своему внешнему виду, потому что для нее он был и остается способом самоидентификации в обществе. Стиль – это определенный круг общения, эмоции, впечатления. Для молодых людей это, скорее, способ диалога с реальностью. Они ищут интересные винтажные вещи, не брезгуют масс-маркетом и тратят последние деньги на то, чтобы купить какую-то яркую люксовую вещь, позволяющую им заявить: «Я – не такой, как все!». Все это вкупе дает понимание, что сегодняшние молодые – это идеальные потребители всех сегментов модной индустрии, но – в будущем. В данный момент, конечно же, самостоятельно и свободно купить себе какие-то дорогие вещи они не способны. Это удел взрослых.


5___1_1200x800.jpg

8___2_600x600.jpg


Что касается взрослых, то здесь можно говорить о четырех категориях потребителей. Первые – это люди, которые стремятся одеваться стильно. Вторые – те, кто покупает бренды. Третьи – люди, подчеркивающие одеждой свой статус. И четвертые – равнодушные к моде. Между ними существует действительно принципиальная разница, которая, на наш взгляд, кроется в истории моды в нашей стране.


9___1_1200x800.jpg


Мы все прекрасно знаем, что в СССР моды как таковой не было. Действительно хорошо одеваться могли позволить себе или жены партийной верхушки и дипломатов, или артисты и художники, или, опять же, молодежь, для которой это было своеобразной формой протеста. Идеологическая подоплека просто не давала людям как-то раскрепоститься и самовыражаться через одежду. Советский трудовой человек – не тот, у кого есть время часами вертеться перед зеркалом и наряжаться. Конечно, пытались и шить, и покупать что-то «помоднее», но общая картина все равно была удручающей. Вот с тех времен, как нам кажется, и появилась в России такая точка зрения: модный человек – несерьезный человек. Да, творческий и талантливый, но точно не серьезный.

Если мы обратим внимание на то, как одеваются наши политики (а их, несомненно, нужно относить к третьей категории потребителей), то заметим, что они предпочитают сдержанные бренды, которые несведущему человеку не покажутся дорогими. Почему? А как раз-таки потому, что в глазах большинства россиян человек, обвешанный брендами, - это не тот, кто может управлять страной. Он сконцентрирован на других задачах.

Серьезность – это некий враг моды. Мода одновременно и очень серьезна, и несерьезна совершенно. Конечно, если мы говорим о fashion-бизнесе с его многомиллиардными оборотами, то это одно дело. А когда мы говорим о моде, как о способе самовыражения – это совсем другое. И вот первая категория потребителей, о которой мы говорили, совершенно точно придерживается того, что через одежду нужно выражать свои чувства и эмоции. Наверное, в чем-то эти люди подобны подросткам, но для создания образов некая свежесть во взглядах – это всегда хорошо.

Мы не поговорили подробно еще о тех, кто покупает бренды и равнодушен к моде. Покупатели брендов – это богатые люди с, что называется, «голодным» детством. И, опять же, корни явления уходят в СССР, где был дефицит товаров. Когда у человека в молодости не было возможности покупать какие-то хорошие вещи, он начинает покупать их потом. В результате мы видим на улицах девушек, обвешанных Louis Vuitton, и мужчин в спортивных костюмах и кепках Philipp Plein. Иногда это выглядит смешно, а иногда – даже страшно. Хочется напомнить этим людям, что огромная надпись на груди – совсем не показатель статуса. Напротив, это его убийца. Стоит держать некий баланс, чтобы не выглядеть так, будто бы вы манекен, который ожил и вышел из витрины бутика.


2___1_1200x800.jpg


И, наконец, последняя категория, казалось бы, совершенно безобидная. Люди, равнодушные к моде. Мы уже как-то раз говорили о том, что российские дизайнеры выпускают две «топовые» вещи – двубортные пиджаки и спортивные костюмы-двойки. Это то, что пользуется спросом у основной массы населения нашей страны, которая не воспринимает моду как часть своей жизни. Поскольку иногда именно спрос рождает предложение, а не наоборот, невзрачные вещи штампуют пачками. Почему люди все это покупают? Возможно, это не что иное, как подсознательное стремление к униформе и «уравниловке». Желание не выделяться – это естественное состояние уставшего человека, потерявшего вкус к жизни. Тяжело осознавать, что большинство людей идут именно по этому пути.

Рассмотрев все возможные виды потребителей в России, мы понимаем, почему в нашей стране так плохо себя чувствует модная индустрия. Большинство просто морально не готово покупать какие-то необычные вещи, которые будут являться элементами индивидуального стиля. Можно ли это изменить? Конечно, да! Стать человеком, открытым к новому, - непростая задача. Но каждый из нас может постараться совершить этот индивидуальный прорыв, став ближе к своему личному стилю. Сегодня «быть в тренде» - не так уж сложно. Достаточно просто быть собой.

Поделиться